Мы стремились оценить и совместить диагностическую эффективность гемоглобина и трансферрина, а также дать оценку эффективности анализа с точки зрения обнаружения проксимальных и дистальных распространенных новообразований на большой группе участников скрининговой колоноскопии.
Материалы и методы
Дизайн и выборка исследования
На Рисунке 1 приведены критерии исключения и функциональные диаграммы участников исследования. На базе скрининга (исследование BliTz) были включены все подходящие 216 случаев распространенных новообразований (т. е. колоректальный рак или прогрессирующая аденома, определяемая как аденома с развитой дисплазией, тубулярно-ворсинчатыми или волосистыми компонентами, или аденома размером ≥1 см) и 300 случайно отобранных участников без расширенных новообразований (смешанная группа участников с нераспространенной аденомой, гиперпластическим полипом желудка и отсутствием наблюдений при колоноскопии). Дополнительно, в исследование были включены 50 пациентов с колоректальным раком из исследования DACHSplus (клиническая база). Всего в данном исследовании было проанализировано 566 образцов кала.
Рисунок 1. Функциональная диаграмма выбора участников исследования на базе скрининга (a) и в клинических условиях (b). AA: прогрессирующая аденома; CRC: колоректальный рак.
Сбор образцов и данных
Соответствующая информация была извлечена из отчетов двумя независимыми обученными специалистами по клиническим исследованиям, ослепленными относительно результатов анализов.
Лабораторный анализ
Все лабораторные измерения были проведены опытным лабораторным персоналом, калибровки и контроль в рамках анализа были проведены в соответствии с инструкциями производителя. В Таблице 1 приведена подробная информация о двойном количественном иммунохимическом анализе кала на скрытую кровь, который также был включен в указанное выше сравнительное исследование девяти различных иммунохимических анализов кала на гемоглобин и показал похожую диагностическую эффективность по сравнению с другими восемью иммунохимическими анализами. [20]
Статистический анализ
Таблица 1. Двойной количественный иммунохимический анализ кала на скрытую кровь (FIT).
Все статистические анализы были проведены с использованием Корпоративного руководства SAS, версия 6.1 (SAS Institute Inc, Кэри, Северная Каролина, США).
Результаты
Выборка исследования
расположении опухоли.
Эффективность диагностики
Таблица 2. Выборка исследования.
Таблица 3. Показатели чувствительности и специфичности к гемоглобину и трансферрину при предварительно установленных и скорректированных порогах.
Для гемоглобина площади под кривой для обнаружения дистального и проксимального колоректального рака были очень похожи (91,8% по сравнению с 91,1% соответственно) (Рисунок 2, посередине слева и справа). Для трансферрина площади под кривой для обнаружения дистального колоректального рака были значительно выше, чем для проксимального (82,8% по сравнению с 70,5% соответственно), но доверительные интервалы (95% CI) накладывались друг на друга. Для распространенных аденом, в кривых графика зависимости чувствительности от частоты ложноположительных заключений гемоглобина и трансферрина значительных локализованных различий не обнаружено (Рисунок 2, снизу слева и справа).
Основной сильной стороной нашего исследования является первичная оценка двойного количественного иммунохимического анализа кала на скрытую кровь (FIT) у выборки участников скрининга колоректального рака, относящихся к группе со средним уровнем риска, с проведением колоноскопии независимо от результата иммунохимического анализа для всех участников. Однако наше исследование имеет некоторые ограничения. Во-первых, изначально образцы кала были собраны в контейнеры для кала объемом 60 мл, а не взяты при помощи предоставленного производителем прибора для взятия образцов кала, и хранились при –80°С в течение нескольких лет до проведения анализа. Несмотря на это, оригинальный прибор для взятия образцов кала использовался при отборе образцов размороженного кала, и предварительная гомогенизация размороженного кала исключила отклонения значений концентрации гемоглобина и трансферрина для одного опорожнения кишечника. В предыдущем исследовании мы обнаружили только лишь небольшие различия диагностической эффективности при проведении одного и того же иммунохимического анализа кала скрытую кровь на основе либо замороженных образцов кала, либо на непосредственно собранных образцов кала с использованием оригинального прибора для взятия образцов кала. 27 Во-вторых, несмотря на общий большой масштаб исследования и целевой сбор образцов у более чем 1600 участников скрининговой колоноскопии, число случаев колоректального рака на базе скрининга все еще было мало (n = 16), что привело к широкому диапазону доверительного интервала (CI) расчетных значений чувствительности для колоректального рака. Однако был возможен расчет более точных значений путем дополнительного включения случаев колоректального рака в клинических условиях (из которых примерно у половины колоректальный рак также был обнаружен с помощью скрининга). С учетом схожести расчетных значений чувствительности для привлеченных случаев колоректального рака на базе скрининга и в клинических условиях, 20 совмещение обеих групп пациентов с колоректальным раком выглядит оправданным.
Наше исследование предоставляет важную информацию по диагностической эффективности анализа кала на трансферрин в сочетании с иммунохимическим анализом кала на гемоглобин. Иммунохимический анализ кала на гемоглобин обнаруживает прогрессирующие новообразования как в проксимальной, так и в дистальной толстой кишке и прямой кишке надежнее, чем анализ кала на трансферрин, и сочетание обоих маркеров не улучшает диагностическую эффективность одного только иммунохимического анализа кала на гемоглобин для обнаружения колоректального рака или распространенной аденомы. Для определения маркеров или их сочетаний, которые могли бы улучшить диагностическую эффективность доступных на данный момент скрининговых тестов требуются дальнейшие исследования участников скрининга, относящихся к группе со средним уровнем риска.
Благодарности
Авторы благодарят Сабину Эйхенхерр, Роману Киммель и Ульрику Шлессельманн за отличную работу по лабораторной подготовке образцов кала. Также они благодарят Фолькера Херрманна за помощь при подготовке исследования.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Данное исследование не получало каких-либо конкретных грантов от каких-либо финансирующих организаций в публичном, коммерческом или некоммерческом секторе.
От каждого из включенных в исследование участников получено письменное информированное согласие.
22. Morikawa T, Kato J, Yamaji Y, et al. A comparison of the immunochemical fecal occult blood test and total colonoscopy in the asymptomatic population. Gastroenterology 2005; 129: 422–428.