• /
  • /

Экспресс-диагностика заболеваний почек у домашних питомцев

Острая почечная недостаточность определяется как быстрое снижение функции почек, приводящее к задержке уремических токсинов, а также к нарушению баланса жидкости, кислотно-основного состояния и электролитов. Терминология острой почечной недостаточности претерпела изменения в литературе для людей с "острой почечной недостаточности" на "острое повреждение почек" (ОПП). Одна из причин изменения терминологии заключается в том, чтобы лучше описать заболевание (т.е. не каждое повреждение почек связано с измеряемой недостаточностью), а также привлечь внимание клиницистов к раннему выявлению заболевания. Острое повреждение почек, приводящее к острой уремии, связано с высокой заболеваемостью и смертностью. Оно требует интенсивного лечения, которое сопровождается высокими затратами на лечение. Существует множество факторов, определяющих исход и долгосрочный прогноз для собак и кошек с острым повреждением почек. К ним относятся тяжесть повреждения, сопутствующие заболевания, сопутствующие осложнения, основная причина и доступное медицинское лечение. Обратимость повреждения почек в основном зависит от тяжести повреждения и основной причины. Это определяет, в частности, краткосрочный исход и будет главным фактором, определяющим долгосрочный результат. Раннее выявление позволит своевременно принять меры, направленные на снижение дальнейшего повреждения почек, и, таким образом, может предотвратить явную почечную недостаточность. Раннее выявление чрезвычайно важно в ветеринарной медицине, где диализ не легко доступен. В связи с этим медицинская помощь ограничена в возможностях ведения пациентов с тяжелой уремией.
Течение заболевания можно разделить на четыре фазы. Первая фаза, инициация, - это, как правило, короткая фаза, на которой присутствует провоцирующая причина, вызывающая прямое повреждение почек. На этой стадии клинические признаки отсутствуют, а снижение функции почек обычно не документируется при использовании обычных маркеров функции почек (например, креатинина сыворотки, мочевины, удельного веса мочи). Вторая фаза - фаза продления, когда функция почек продолжает снижаться из-за ишемических и воспалительных явлений, которые являются следствием первоначальной травмы, даже если провоцирующая причина уже отсутствует. Третья фаза - фаза поддержания, при которой происходит установленное и измеримое снижение функции почек. Многие из ветеринарных пациентов, обращаются за медицинской помощью в этой фазе заболевания, которая может длиться от нескольких дней до нескольких недель. Четвертая фаза - фаза восстановления, которая наступает не у всех пациентов. Эта фаза может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, она может быть полной или частичной и определяет долгосрочный исход заболевания. Пациенты могут полностью или частично восстановить функцию почек. В последнем случае этого может быть достаточно или недостаточно для поддержания хорошего качества жизни пациента в течение значительного периода времени с помощью медикаментозного лечения.

Существует множество причин ОПП у собак и кошек. Их можно разделить на несколько основных категорий, включая ишемию (например, гипотонию), нефротоксичность (например, этиленгликоль, гентамицин) и инфекционные причины (например, лептоспироз, пиелонефрит). Доля каждой этиологии часто варьируется. Первичная диагностика, проводимая у пациентов с ОПП, также направлена на выявление основной причины, чтобы устранить ее и минимизировать дальнейшее повреждение почек

Постоянно усугубляющееся нарушение строения почечной ткани (прогрессирующая нефропатия) может быть наследственной (из-за дефектных родительских генов) или врожденной (из-за какого-либо тератогенного фактора, «сломавшего» нормальное формирование органа). Как правило, первые признаки хронической почечной недостаточности при этой патологии появляются у собаки уже в 4 месяца. Первые признаки болезни почек владелец может заметить невооруженным (но при этом очень внимательным) глазом, например повышенная жажда, частое мочеиспускание и моча со слабым запахом и бледным цветом (хорошо видно зимой, когда собака выгуливается на беленьком снежке). По словам практикующих ветеринарных врачей, владельцы таких щенков часто жалуются, что их не удается приучить терпеть до выхода на улицу. Практически у всех собак, унаследовавших прогрессирующую нефропатию, ее симптомы успевают проявиться еще до двухлетнего возраста. Щенки могут выглядеть клинически здоровыми до тех пор, пока у них не возникнет хроническая почечная недостаточность. Скорость развития последней зависит от степени первоначального поражения почечной ткани. По мере прогрессирования ХПН интоксикация организма нарастает, появляются специфический запах из пасти, рвота, потеря веса, анорексия, вялость, мышечная слабость.

Традиционно ОПП диагностируется на основе:
1)уменьшения продукции мочи, т.е., развитии олигурии или анурии
2)повышения в крови азота мочевины
3) повышения уровня креатинина в сыворотке крови.
Владельцам собак, относящихся к группе повышенного риска по ХПН, специалисты рекомендуют проводить контрольное определение потребления собакой воды, минимум раз в год. То есть в течение 3-4 дней подряд собака имеет возможность пить только из миски (никаких луж и ручейков), и расход воды обязательно учитывается хозяином: два раза в сутки миску надо взвешивать или измерять объем находящейся там воды. Данные записывают, суммируют, затем берут среднее число за одни сутки и смотрят, сколько собака пьет воды (из расчета на ее вес). Если больше, чем 100 мл на 1 кг, надо проконсультироваться с ветеринарным врачом. Важнейшими исследованиями являются биохимический анализ крови (определение концентрации мочевины и креатинина) и УЗИ почек. Самый точный метод - биопсия почки (информативна у собак старше двух месяцев)
Диагностические критерии ОПП основаны на показателях концентрации сывороточного креатинина и количестве выделяемой мочи. Но это поздние показатели, и они не обеспечивают раннего обнаружения наступающего ОПП. Их практическая ценность, в лучшем случае, весьма ограничена. В частности, повышенные уровни сывороточного креатинина не информативны ни в отношении точного времени, когда наступает ОПП, ни в отношении его локализации ни, тем более, в отношении тяжести клубочкового или канальцевого поражения (5).


В целом, как показывают многочисленные исследования, высокий сывороточный креатинин не специфичен для повреждений почек, его уровень может варьировать в широком диапазоне в зависимости от многих не ренальных факторов (возраст, пол, мышечная масса, статус обезвоживания и др.) и до 50% ренальных функций может быть утрачено до повышения креатинина, Часто уровень креатинина не отражает функции почек до того момента, пока не установится стационарное состояние (т.е., через 2-3 дня после наступления ОПП) и при разных формах заместительной ренальной терапии уровни креатинина изменяется по-разному.


Один из самых клинически интересных белков, открытых в недавнее время — это NGAL - neutrophil gelatinase–associated lipocalin, липокалин, ассоциированный с желатиназой нейтрофилов (другое название – дипокалин 2).
Впервые NGAL был выделен из супернатанта активированных нейтрофилов человека и соответственно был назван. Название оказалось не совсем удачным. Более детальные исследования показали, что хотя NGAL действительно выходит в плазму из вторичных гранул активированных нейтрофилов, но синтезироваться он может в разных органах и в разных типах их клеток.

У NGAL многих важных функций. Прежде всего — он компонент острой фазы (ОФ) воспалительного ответа. Его основные функции: 1) стимулирование пролиферации поврежденных клеток, в особенности, эпителиальных и, 2) противодействие бактериальным инфекциям. Впервые он был описан в 1993 г. (21). У него много других названий. Он известен и как липокалин нейтрофилов (neutrophil lipocalin — NL), и как липокалин нейтрофилов человека (human neutrophil lipocalin – HNL), как липокалин 2 (lipocalin 2), и как онкогенный белок 24p33 (oncogene protein 24p33), и как утерокалин (uterocalin) мыши, как neu-related lipocalin крысы и как α2-microglobulin-related protein крысы.

NGAL принадлежит к белкам семейства липокалинов. Липокалины - это, как правило, маленькие секретируемые белки, характерная черта которых - способность специфически связывать малые гидрофобные молекулы, в частности, сидерофоры. Сидерофоры – это железо переносящие белки животных и бактерий. Связывание с сидерофорами происходит за счет специфического углубления в структуре молекулы («кармана»), после чего образовываются соответствующие макромолекулярные комплексы, имеющие уже определенным образом измененные функциональные характеристики. Кроме этого, многие липокалины связываются со специфическими рецепторами на поверхности клеток. Это позволяет считать NGAL также и транспортным белком. Гликозилированная форма NGAL имеет молекулярную массу в 25 kDa. В нейтофилах и в моче NGAL присутствует как мономер, с малым процентным содержанием димерной и тримерной форм.
В зависимости от различных нормальных и патологических состояний NGAL экспрессируется и секретируется большим количеством различных клеток, как полагается, находящихся в состоянии стресса, например, из-за инфекций, воспаления, а также при ишемии, при неопластической пролиферации и в тканях, подверженных инволюции (деградации). При стрессе NGAL особенно активно синтезируется иммунными клетками, гепатоцитами, адипоцитами, клетками предстательной железы, клетками почечных канальцев, а также клетками эпителия респираторного и пищеварительного тракто. В зависимости от конкретной ситуации, NGAL может быть как донором железа, что при поражении почек оказывает ренально-протективное действие и стимулирует нефрон-индуцирующую активность, а также имеет про-апоптозную активность. Как хелатор железа NGAL - ингибитор эритропоэза.
Повышенный синтез NGAL в деградирующих тканях позволяет считать, что этот белок принимает участие, с одной стороны, в процессе аппотоза, а с другой - в повышении выживаемости повержденных клеточных структур. При различных типах нормального и нарушенного связывании NGAL с MMП-9, которое может регулироваться взаимодействием с катионами железа, может происходить: 1) восстановление поврежденного эпителия (полагается, что одна из «нормальных» функций NGAL, как белка острой фазы воспаления); 2) стимулирование злокачественного роста и метастазирования; 3) ремоделирование атеросклеротических бляшек и, 4) ремоделирование миоцитов при ишемических повреждениях миокарда. Во всех этих случаях уровни NGAL в плазме и/или в мочеповышаются. Это и делает NGAL удобным биомаркером.
PRIMA Lab SA (Швейцария), современная биотехническая компания в области лабораторной экспресс-диагностики, развивает ядро своих инноваций, предлагая простые и эффективные приборы, сертифицированные CE, для быстрой проверки состояния здоровья человека и животных. Благодаря полному спектру тестов, предварительно отобранных и одобренных самыми известными европейскими сертификационными институтами, PRIMA Lab SA предлагает всем желающим возможность проверить состояние здоровья. Никогда еще профилактика не была такой простой и удобной, доступной всем и везде: всего за 5-10 минут вы можете получить немедленный и точный ответ о состоянии здоровья вас и вашего питомца. PRIMA Lab SA также активно работает в сфере медицины, предлагая экспресс-тесты для профессионального использования, помогая сотрудникам медицинских центров повысить качество обслуживания.
Литература.
  1. Cowgill, L.D. and Francey, T.: Acute uremia. In: Ettinger S.J., Feldman, E.C. Eds.. Textbook of Veterinary Internal Medicine. 6th ed. Philadelphia: Saunders WB. pp. 1731-1751, 2005
  2. Bock, H.A.: Pathogenesis of acute renal failure: new aspects. Contributions to nephrology.124:43-55; discussion - 63.1998
  3. Vaden, S.L., Levine, J. and Breitschwerdt, E.B.: A retrospective case-control of acute renal failure in 99 dogs. J. Vet. Int. Med. 11:58-64, 1997
  4. Журнал "Друг собак" № 3 2008г
  5. Schmidt-Ott KM , Mori K , Li JY, Kalandadze A et al. Dual Action of Neutrophil Gelatinase–Associated Lipocalin J Am Soc Nephrol 18: 407–413, 2007
  6. Tong Z et al. Neutrophil gelatinase-associated lipocalin as a survival factor. Biochem J 2002; 391: 441-448.
  7. Bellomo R, Kellum J, Ronco C: Acute renal failure: Time for consensus. Intensive Care Med 27: 1685-1688, 2001
  8. 8,. Stoesz SP, Gould MN. Overexpression of neu-related lipocalin (NRL) in neu-initiated but not ras or chemically initiated rat mammary carcinomas. Oncogene 1995; 11: 2233-2241.
  9. Liu Q et al. Uterocalin: a mouse acute phase protein expressed in the uterus around birth. Mol Reprod Dev 1997; 46: 507-514.
  10. Triebel S et al. A 25 kDa alpha 2-microglobulin-related protein is a component of the 125 kDa form of human gelatinase. FEBS Lett 1992; 314: 386-388.
  11. Acute kidney injury in dogs and cats. Ross L.Vet Clin North Am Small Anim Pract. 2011 Jan;41(1):1-14. doi: 10.1016/j.cvsm.2010.09.003. Epub 2010 Dec 4.PMID: 21251508 Review.