В целях развития информационных технологий в стране принята и реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия»,которая должна решить следующие задачи:
- информационное обеспечение принятия управленческих решений в обеспечение эффективной деятельности Минздравсоцразвития России, подведомственных ему агентств, служб, учреждений;
- повышение эффективности обслуживания граждан и организаций;
- обеспечение информационной открытости деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия.
Информатизация в онкологии охватывает многие аспекты специализированной службы – организация и функционирование раковых регистров, телекоммуникационные ресурсы, использование возможностей сети Internet и др. Среди общих факторов развития информационных систем в медицине эксперты выделяют различный уровень знаний в области информационных технологий, определяющий темпы ее распространения, которые варьируют в широких пределах в зависимости от сферы применения и от особенностей региона. Это связано как с развитием самих программных продуктов и аппаратных возможностей, так и общих представлений о роли информационных технологий и их месте в профессиональной среде.
В целом процесс цифровизации требует повышения компьютерной грамотности медицинских работников, программных и аппаратных средств, унификации и стандартизации самих первичных данных, методов их передачи и обработки, позволяющих обеспечить их однократный ввод и многократное использование, возможность их размещения и обработки в удаленных центрах обработки данных (облачная архитектура), доступность данных для врачей и пациентов.
Также в ЛПУ отдельное внимание должно уделяться системам управления качеством, которые основываются на требованиях международных стандартов GLP (Good Laboratory Practice), ГОСТ Р ИСО 9001–2001 «Системы менеджмента качества». Организация работы КДЛ должна соответствовать основным положениям национальных и международных правил, регламентирующим деятельность лабораторий (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025, ГОСТ Р ИСО 5725). Лабораторные информационные системы предназначены не только для оперативного предоставления лабораторных данных по качеству, но и для управления самим технологическим процессом выполнения и интерпретации полученных результатов. Они позволяют решать не только многочисленные задачи регистрации, ввода и хранения лабораторных данных, но и представляют собой системы интеллектуального анализа полученных данных с помощью новейших информационных технологий (нейросетей), а также интегрироваться с другими информационными системами всего лечебного учреждения для участия в решении различных задач по работе с данными.
Концепция государственной системы раковых регистров, предусматривает качественное повышение эффективности мониторинга злокачественных опухолей путем внедрения унифицированных методов сбора, систематизации, хранения, анализа информации на всех этапах выявления и регистрации рака.
Государственный раковый регистр является многоуровневой системой, включающей в себя уровень лечебно-профилактического учреждения – госпитальный регистр, уровень региона – территориальный популяционный регистр и федеральный уровень ракового регистра.
Базой для качественного функционирования территориального популяционного ракового регистра – получения своевременной и достоверной информации - является госпитальный регистр.
Госпитальный регистр решает вопросы учета пролеченных в данном стационаре больных, соблюдения стандартов диагностики и лечения, оценки качества оказанной медицинской помощи. Госпитальный регистр позволяет проводить изучение отдаленных результатов различных методов лечения, многосторонний анализ данных о деятельности стационара, решать экономические вопросы. Функционирование госпитального регистра также возможно совместно с внедрением электронной истории болезни.
Территориальный популяционный раковый регистр на своем уровне осуществляет регистрацию, учет и мониторинг злокачественных новообразований в течение всего диспансерного наблюдения за онкологическими больными, проживающими в регионе обслуживания онкологического диспансера субъекта РФ. Автоматизированный территориальный регистр позволяет получать достоверную информацию о состоянии онкологической помощи на территории: профилактике, диагностике, лечении, соблюдении лечебных стандартов в различных медицинских учреждениях, оказывающих специализированную помощь, проводить дискрептивные эпидемиологические исследования.